Чёрный ты или белый, мент или диджей — археология всех уравняет (: Вторую половину 4-х недельной учебной практики по археологии наши студенты провели на раскопках раннесредневекового Балезинского могильника на р. Чепца. Надо отметить, что столь продолжительную археологическую практику ввели в учебные планы после довольно длительного перерыва. Безусловно, физический ручной труд на свежем воздухе, как и жизнь в палатке без благ цивилизации, способен выдержать сегодня далеко не каждый студент. Нелегко пришлось и нашим студентам-историкам. Первым испытанием для них, с прибытием в лагерь Камско-Вятской археологической экспедиции, стали «комары да мошки», коих нынешним летом расплодилось видимо-невидимо. Другой, не менее тяжелой для «детей города и асфальта», оказалась погода июля – жара под +30, с чередующимися с грозами и ливнями. Ну и, конечно, археологический раскоп. Знакомство с тем, как добываются археологические (вещественные) источники, или артефакты, оказалось совсем не таким, как это виделось из учебных аудиторий и учебников. После прохождения практики на городском раскопе, вручную разбирать слои, тонкими зачистками, сантиметр за сантиметром, погружаясь вглубь нашей истории, а затем еще и просеивать отвалы земли, – показалось для начинающих историков делом особенно трудным. Благо, что земля на Балезинском могильнике – почти пляжный песок.
Не меньшим испытанием явилась для студентов полевая кухня – колка дров, утренний костер, не желающий разгораться, дым, разъедающий глаза, каша «из топора» (с тушенкой, а не со столь привычным мясом), чай с «пахучим привкусом дымка». Но выдержали же! Почти все!
К этим эмоциональным издержкам прибавим «прикосновение» к древности, постижение древности (своей, родной, не за морями), разведем полученное ежедневным купанием в теплой и ласковой Чепце, сладостями из деревенского магазина, бренчанием гитары и разговорами в палатке или у вечернего костра, чудесными закатами и рассветами, и получим незабываемое время, проведенное в археологической экспедиции. Уверена, она останется с ребятами на всю их долгую взрослую жизнь.
Нам же, археологам, остается уникальный материал, с которым мы будем работать и дальше, пытаясь понять мир «растаявших» веков. Но это уже другая история – история страны и тех многочисленных народов, что оставили в ней свой след.
К.и.н., профессор кафедры истории Удмуртии,
археологии и этнологии Е.М. Черных